Рекомендуем

Хочешь пить?

Хочешь пить? Попроси воды!

Представьте «не желающего напрягать других, суперкультурного» человека, который попал в страну людей, не понимающих намеков. Он голоден и испытывает жажду и, надеясь удовлетворить свои потребности, отправляется в людное место. Человек нарочито тяжело ступает, делает страдальческое лицо и закатывает глаза. Все напрасно, желающих оказать дружескую помощь нет. Поведение героя становится все более назойливым, он тяжело вздыхает и, наконец, включает речевой аппарат: «Я гость этой страны, добирался до вас много недель, стоптал сапоги, устал как собака. Я давно не ел, а вчера допил последние капли воды!!!». Прохожие сочувственно качают головой и ничего не предпринимают. Обезумев от черствости аборигенов, гость кричит: «Неужели вы оставите меня? Я хочу есть и умираю от жажды!». И путнику сказочно повезет, если сквозь его крики пробьются слова подсказки. Это маленький мальчик с удивлением спрашивает у мамы: «Если этот большой и умный дядя хочет пить, почему он не попросит у нас воды? Нам ведь будет приятно угостить его».

Нередко, используя не побуждающие к действию фразы, мы как бы обогащаем свою речь, но, при этом, обедняем жизнь.

«Кони дохнут, но не от работы»

Самое распространенное сравнение: сознательный ум – это всадник, бессознательное – лошадь. Для совершения результативных действий они должны работать согласованно. Люди, пытающиеся пройти весь путь пешком, иногда достигают успеха, хотя гораздо чаще выбиваются из сил, так и не получив желаемого.

Чтобы лошадь могла скакать, необходимо ее кормить, то есть ставить цели, удовлетворяющие естественные потребности (см. пирамиду Маслоу). В каждой промежуточной точке бессознательное нуждается в вознаграждении, иначе резвый конь за несколько лет превратится в клячу. Психотерапевты знают массу историй о загнавших себя пациентах, достигших социально одобряемых, но не питающих лично их целей.

Во-вторых, даже когда мы выбрали верную дорогу, коня необходимо направлять. Мы можем рисовать ему чудесные картины, петь песни и взлетать на вершины философской мысли, но без действий, побуждающих к движению, лошадка будет расслаблено улыбаться и качать головой. Пока не проголодается и не отправиться искать подножный корм. Если с питанием вокруг не очень плохо, лошадь привыкает есть легко доступную и не всегда полноценную пищу. К тому времени, как все будет съедено, лошадь успевает облениться и утратить спортивную форму до уровня: «Побрели туда, где дорога поровнее, авось найдем чего пожевать».

Огромную роль в повышении мотивации (или в ее исчезновении) играют фразы, которые мы произносим вслух или мысленно. Обращаясь к собственной лошади и, что не менее значимо, к лошадям других людей, мы можем использовать тот язык, который побуждает к действию. И отказаться от словесных построений, лишающих внутреннего коня боевого задора.

«Папа, ты с кем сейчас разговариваешь?»

Пока широколобые интеллектуалы заняты абстракциями, Форест Гамп устремлен к новым победам. Мама сказала: «Беги, Форест!», и нет причин отказываться, ведь движение приносит радость и хорошо вознаграждается. Младенцы любят двигаться, они подчиняются естественному побуждению: «двигайся и развивайся!». Когда ребенок учиться чему-то (вставать, ходить, разговаривать), родители употребляют простые и недвусмысленные предложения: «Иди ко мне!», «Дай руку!», «Скажи РРРРР!». Никому в голову не придет сказать: «Я немного волнуюсь, понимая, что это твоя ответственность – передвигаться вертикально и произносить членораздельные звуки, поэтому позволь себе пережить это падение и дай нам повод гордиться тобой…». Мы стали взрослыми, и ничего не изменилось – за вовлеченность в действие и результативность по-прежнему отвечает часть нас, понимающая только ясные и конкретные фразы в повелительном наклонении. Человек тратит огромное количество жизненных сил, переводя тонну обтекаемых слов в побуждающую формулу, иногда безуспешно. Трудно представить цивилизованного человека, не владеющего абстрактным мышлением и навыками рефлексии, мы не призываем вернуться в пещеры. Принцип «разделяй и властвуй» здесь особенно актуален: есть время для языка поэзии и науки, и есть – для языка действия.

Если вы говорите другому: «Я хочу, чтобы ты сделал это», здоровое бессознательное отвечает (не вслух): «Я понял – ты хочешь этого!». На этом, коммуникация должна завершиться: каков запрос, таков и ответ. Дальнейшие действия другого будут зависеть от его жизненных установок и желания соответствовать образу хорошего мальчика/девочки. Не факт, что вы получите именно это и в установленный срок. Прямая просьба: «Сделай, пожалуйста, это!» – облегчает другому принятие решения. Вы получите либо согласие, либо отказ, в любом случае, избежите состояния подвешенности и необоснованных ожиданий. Страх перед отказом блокирует ясные просьбы (или требования), поэтому люди используют намеки и лишают себя и других силы действия.

Почему «всегда могу» превращается в «когда-нибудь сделаю» и стремится к «никогда не получишь»?

Женщина купила картину в красивой рамке, примерила ее на стену и обратилась к мужу: «Смотри, как чудесно она здесь выглядит! Ты можешь ее повесить?». Супруг от чистого сердца ответил: «Да, действительно здорово! Конечно, могу!». Прошла неделя, затем еще одна – картина по-прежнему стоит в углу. Терпению приходит конец, уставшая от ожидания жена взрывается: «Как так! Ты ведь обещал! Тебе совсем нельзя доверять, для меня ты не можешь сделать даже такую пустяковую штуку!!!». Умолчим о том, что и как ответит застигнутый врасплох мужчина. Справедливости ради, отметим – он ничего не обещал. Он оценил утонченный вкус своей жены и честно признал: «Я могу повесить эту картину». Человек порадовался своему умению и, понимая, что это умение всегда при нем, оправился делать ранее запланированное: мыть авто, смотреть кино, играть в теннис…

Более мягкий вариант, когда жена говорит: «Повесь ее, пожалуйста!» - дает картине чуть больше шансов. Просьба высказана, и бессознательное партнера получает импульс к действию. Если ответ положительный, «внутренний конь» знает, куда скакать, и готов отправиться в путь. Он бьет копытом и с нетерпением вопрошает: «Когда выдвигаться?». Когда сроки не определены, энергия рассеивается. Остается уповать на привычку партнера делать все быстро, не откладывая дела в долгий ящик (таких людей гораздо меньше половины). Для всех остальных, если вы их действительно любите и, кроме того, хотите получить результат, желательно определять время максимально четко.

Наиболее предпочтительно для инициации продуктивного действия использовать речевой паттерн: «Я прошу тебя сделать (требую, чтобы ты сделал) X ко времени Y!». В общем, важно уметь просить, соблюдая простые правила.

PS. Ни в коем случае не используйте силу ясной просьбы, если ваша задача – получать эмоциональные встряски и питать надежду на «полное взаимопонимание». Это не шутка: иногда нам на собственном, пусть и болезненном, опыте необходимо осознать, насколько верны те или иные жизненные установки.

Целые уши и неуважение к родителям

«Если ты еще раз не сделаешь уроки, я тебе все уши пообрываю!», - кричит мать первокласснику. Кричит сгоряча, не в первый и даже не в десятый раз. При этом, уроки делаются не всегда, а уши растут на своем месте. Спустя много лет родительница начинает понимать: ребенок ее не уважает. Основа уважения – доверие; трудно доверять человеку, который не выполняет своих обещаний. Мягкая игрушка вместо велосипеда, лишение мороженого вместо порки ремнем – любое нарушение обещания неумолимо фиксируется как нарушение обязательств. Конечно, на доступном рациональном уровне, избежать ремня – большая удача, вот только обманутый ребенок внутри так не считает. Послушный мальчик сделает вид, что играть с плюшевым мишкой – классно, но не смирится с лишением скорости и приключений. И не важно, какова причина обещания или отказа его выполнить – ребенок просто понимает: «Меня обманули!». Выход прост – не обещать в эмоциональном порыве того, что выполнять не собираетесь.

Процесс обмена просьбами и обещаниями (и исполнением обязательств) непрерывен, он является основой для создания деловых и супружеских союзов.

Все, сказанное по поводу умения просить, справедливо и по отношению к обещаниям, без которых просьбы просто повисают в воздухе. Требования к структуре те же самые: «Я сделаю X ко времени Y». Если, получив обещание, к назначенному сроку вы не получили желаемый результат, значит:

Просили слишком много, и человеку не хватило сил и ресурсов;

Хотели получить нечто побыстрее и просили настолько убедительно, что исполнитель, поддавшись силе вашего очарования, согласился за 2 дня сделать работу, которая занимает не менее 10 дней;

Человек вас не уважает и не собирается что-либо делать, но не хочет испытывать дискомфорт, связанный с прямым отказом.

При любом раскладе, просящий получает понятную обратную связь и может скорректировать свое поведение для достижения цели.

Стоит ли надеяться, что люди догадаются о наших желаниях, если можно набраться смелости и попросить?